20 февраля 2014 в ЦЗПЧ «Кылым шамы» обратились матери задержанных Нуркемаля Искендерова и Айткожо уулу Тимура, с просьбой оказать правовую помощь их сыновьям.
В заявлении матери Айткожо уулу Т. говорится, что ее сын был незаконно задержан и избит сотрудниками милиции.
«26 января Тимура задержали сотрудники Главного управления уголовного розыска, в здании ГУУР его избивали до потери сознания с целью получить признательные показания в совершении преступления, потом в бессознательном состоянии отвезли в Ленинский РОВД, чтобы в отношении него возбудить уголовное дело. На следующий день мне стало известно, что сына избивают в Ленинском РОВД и я сразу поехала туда. Зайдя в здание, я увидела как Тимура держа под мышки, так как сам он был не в состоянии передвигаться, «волокли» двое милиционеров. 28 января Тимура водворили в СИЗО – 1 и там тоже подвергли физическому давлению. Находясь в следственном изоляторе, сын жаловался на сильные головные боли из – за полученных побоев».
Из заявления Мырзайым Токобаевой: «26 января я весь день звонила сыну, но он не отвечал, как оказалось, его задержали сотрудники ГУБОП и Ленинского РОВД. На следующий день ко мне домой пришли 3 сотрудника милиции и с ними двое в гражданской одежде, они сказали, что сын задержан за драку, а они пришли проводить обыск. Без предъявления каких либо документов подтверждающих право на обыск, они перевернули весь дом и ушли. 29 января Нуркемаля водворили в СИЗО – 1, позже я узнала, что там в течении двух дней его избивали сотрудники изолятора».
4 февраля Токобаева обратилась к прокурору по надзору за законностью в исправительных учреждениях, с заявлением о принятии мер в отношении сотрудников СИЗО – 1 избивших ее сына. На следующий день была назначена судмедэкспертиза, которая показала наличие у Искендерова телесных повреждений в виде кровоподтеков на обеих руках, поясничной области и ноги. Также в заключении психолого – психиатрической экспертизы, говорится, что не исключена возможность психологического давления на Искендерова со стороны сотрудников изолятора.
В отношении четверых сотрудников ГСИН было возбуждено уголовное дело по факту избиения. Опрошенные в ходе расследования Искендеров и Айткожо уулу Т. подтвердили, что 29 января при поступлении в СИЗО – 1 они были выведены в оперативный отдел административного здания изолятора, и подвергнуты физическому и моральному давлению со стороны его работников. Факт вывода следственно – арестованных в оперативный отдел, подтвердили и оперативные сотрудники.
Согласно статье 30 Закона КР «О порядке и условиях содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению и обвинению в совершении преступлений» не допускаются переговоры подозреваемых и обвиняемых с персоналом мест содержания под стражей, кроме медработников.
На суде по основному уголовному делу адвокат предоставленный подсудимым Искендерову и Айткожо уулу Т. от «Кылым шамы» заявила ходатайство об изменении им меры пресечения. В ходатайстве она отметила, что все доказательства сфальсифицированы, нет должного прокурорского контроля, а подсудимых без вины в течении полутора лет держат под стражей, и есть очень много примеров, где прокуратура абсолютно не реагирует на незаконные действия следователей. Но ходатайство было оставлено без удовлетворения.
После процесса участвующий прокурор сказал родственникам подсудимых, что адвокат очень много лишнего сказала в адрес прокуратуры и если бы не она, то подсудимых выпустили бы из под стражи. Сотрудники прокуратуры поставили условие, отказ от адвоката, взамен на свободу их детей. Родственники согласились.
Как отметил сотрудник «Кылым шамы» Рысбек Адамалиев основным правилом в деятельности правозащитного Центра является принцип – не навреди, и если на каком-то этапе обе стороны пришли к обоюдному решению, которое устраивает всех, то это их выбор.
«Если подопечные сами отказались от дальнейшей помощи, мы не можем действовать против их решения и насильно оказывать адвокатскую помощь».
Дальнейшая судьба Нуркемаля Искендерова и Айткожо уулу Тимура «Кылым шамы» не известна.
Comments