top of page

Дело №13 Самат уулу Улан

4 апреля 2014 года при посещении ИВС Кадамжайского района, мониторинговой группой в состав которой входили представители НЦПП КР, директор ЦЗПЧ «Кылым шамы» и адвокат, был обнаружен Самат уулу Улан, который согласно его заявлению, был подвергнут пыткам со стороны сотрудников милиции. Ранее по данному факту в прокуратуру Кадамжайского района уже обращался Омбудсмен, однако в возбуждении уголовного дела было отказано.

По результатам посещения было проведено медосвидетельствование Самат уулу У., физическое и психологическое обследование показало действительное применение к нему пыток.

20160222_125549

В соответствии со стандартами Стамбульского протокола, в отчете медэксперт фиксирует показания пострадавшего об обстоятельствах применения к нему пыток. При опросе Самат уулу У. эксперт выяснил и задокументировал следующее:

«В РОВД завели в кабинет и стали избивать, наносили множественные удары кулаками по шее, лицу, плечам, груди, пояснице, пинали, били дубинкой по стопам, было очень больно, из носа текла кровь, избивали в течении двух часов, делая короткие перерывы. Потом поставили в позу с разведенными в стороны ногами, руки за головой и стали наносить удары по внутренней стороне голеней, вынуждая таким образом сесть на шпагат, было мучительно больно. Кто – то ударил ладонями по ушам, причинив ужасную боль, после этого долго болело правое ухо, и в нем ощущался шум. Долгое время Улана заставляли несколько раз садится на шпагат и били дубинкой по ступням. Мышцы ужасно болели, ноги дрожали, боль была невыносимой, он больше не мог по их приказу садиться на шпагат, но они наносили удары по ногам, вынуждая вновь и вновь это делать. Он настолько ослаб, что не мог удержаться на ногах, тогда его прижали к стене».

20160222_125540
20160222_125752

Потом в течении часа оперативный работник Талант заставлял его отжиматься и ходить «гуськом».

«Когда уже не было сил выполнять приказы, Улан упал на живот, а Талант пнув его по лицу и в область поясницы, приказал встать. Встать не смог, и Талант схватил его за одежду и начал таскать, кто – то сказал, — «Сделай ему прогиб». Пришел оперативник Фируз, крупный мужчина, и сказал, чтобы на голову Улана надели целлофановый пакет. Трое человек выкрутили ему руки, затем повалив на пол, стали пинать, потом на голову надели пакет и душили в течении пяти минут, он задыхался, в горле пересохло, непроизвольно выделилась моча, он испытывал стыд, бессилие и унижение. Когда отдышался, несколько человек снова стали бить дубинками по пяткам, после этого ступни опухли, он не мог стоять и ходить».

20160222_125733

С момента задержания прошло уже больше 3,5 часов. Улан испытывал сильную жажду, но воды не давали.

«Когда по приказу Фируза, ему снова надели на голову пакет, он потерял сознание, в себя пришел от того, что Заир бил по щекам, выкручивал руки и ноги, и в третий раз стал душить пакетом. Тело обмякло, Улан думал, что умирает. Ему в лицо плеснули теплый чай, но встать не было сил, на что Талант сказал: «Что лежишь как мертвый, притворяешься» и стал ногой давить на грудь и бить по ней кулаком».

Так продолжалось очень долго, 5 минут бьют, 10 минут перерыв, в перерывах заставляли признаться в преступлении.

«За все это время ему около 40 раз надевали пакет на голову и душили, отчего сильно кружилась голова, и темнело в глазах, началось носовое кровотечение, постоянно чувствовал привкус крови во рту. В первый день били с момента задержания до 10 часов следующего утра с перерывами. Ночью Фируз сказал: «Лучше подпиши признание, все кто к нам попадает, рано, или поздно сознаются». После того как Улан отказался его стали избивать около десяти человек, вновь били по ступням, ягодицам, паховой области, пинали по мошонке, заставляли садиться на шпагат и ходить «гуськом». Минут через 30 Заир схватил его за волосы и начал таскать. Очень хотелось пить, но вместо воды ему предложили выпить водки, на что он отказался. Когда рассвело, Улан попросил, чтобы к нему пришел главный, все ушли, остался только Фируз. Улан сказал ему, — «Если вы будете меня так избивать, я умру», Фируз ответил, — «Ты и так умрешь».

В кабинете стоял шкаф, Улан сломал стекло и порезал им себе живот и руку, когда все остальные прибежали, ему никто не помогал, он сам вытирал кровь из ран своей одеждой.

20160222_125633

«Его завели в темную комнату, там избивали до обеда следующего дня. Потом зашел начальник и стал спрашивать, сколько он может им заплатить, в случае оплаты он обещал выпустить его в течении трех дней. Улан согласился. Они взяли видеокамеру и снимали признательные показания, потом повезли на следственный эксперимент».

При анализе достоверности показаний Самат уулу У., судмедэксперт пришла к выводу, что его рассказ о предполагаемых событиях характеризуется целостностью, на его подлинность указывают психологические проявления при воспоминании о пережитом насилии.

«Во время опроса проявлялись подлинные признаки эмоционального расстройства, такие как подавленное состояние и плач, при воспоминании об обстоятельствах получения травм возникают головные боли, и сжимающие боли в области сердца. Поведение и настроение были соответствующие. Более того Самат уулу У. не подтверждал несуществующие симптомы и не предоставлял ложные сведения по поводу происхождения выявленных при обследовании телесных повреждений не связанных с настоящими событиями, таких как рана на голове полученная ранее».

Спустя несколько месяцев была проведена судебная психолого – психиатрическая экспертиза. Члены экспертной комиссии пришли к заключению, что Самат уулу У. обнаруживает признаки депрессивного расстройства, которое возникло после физического насилия по отношению к нему со стороны сотрудников милиции.

«Подэкспертный способен правильно осознавать и воспроизводить происходившие с ним события, склонности ко лжи не имеет. Изложенные пострадавшим действия по отношению к нему со стороны сотрудников милиции причинили ему существенные страдания, которые привели к развитию депрессивного расстройства. Рекомендовано лечение у психотерапевта».

По факту пыток Самат уулу У. написал заявление в прокуратуру, согласно заявлению он был задержан 12 марта двумя сотрудниками милиции, которые посадив его в машину, привезли в здание РОВД.

«В кабинете, куда меня завели, находились трое в гражданской одежде, меня устно обвинили в краже саженцев, на мое возражение, один из них ударил несколько раз по лицу. После этого остальные начали издеваться и избивать, обвиняли уже в другом преступлении. Пытали больше суток, не выдержав пыток я подписал бумаги которые мне предоставили. Вечером следующего дня поместили в ИВС, сам идти не мог, вели под руки. Родные о моем местонахождении узнали лишь на третьи сутки. Процедуру установления личности и дактилоскопию никто не проводил».

В мае 2014 года Кадамжайская райпрокуратура отказала в возбуждении дела по заявлению Самат уулу У., постановление об отказе было отменено только спустя 2 месяца. В конце июля уголовное дело по статье «Пытка» возбудили в отношении четырех оперативных сотрудников.

С момента возбуждения дела прошло почти два года, но оно до сих пор находится в суде. Затягивание процесса происходит по инициативе адвокатов обвиняемых, которые неоднократно подавали ходатайства о направление дела на доследование, и в настоящее время по существу оно еще не рассмотрено.

16 просмотров0 комментариев
bottom of page