2 июня 2023 года г.Бишкек
Обзор «ЦЗПЧ «Кылым шамы»
по обеспечению прав кыргызстанцев
на мирные собрания, на свободу объединения, свободу выражения мнения
в период сентябрь 2022 года – май 2023 года.
Право на мирные собрания:
На 29 мая 2023 года на значительной центральной части Бишкека (в Первомайском районе) и также в других районах проведение мирных собраний было запрещено решениями судов по заявлениям ОВД или МСУ. Фактический запрет на собрания в центре Бишкека действует до 30 июня 2023 года. Каждый раз, места и сроки запрета на проведение мирных собраний менялись в сторону увеличения. Ограничение мирных собраний также ограничивает выражение мнения, свободу передвижения, право на обращение. На сегодняшний день гражданам разрешено проводить мирные собрания только в сквере им. М.Горького, где их никто не слышит и не видит.
За период сентябрь 2022 – май 2023 гг. районными судами города Бишкек были приняты 7 решений о запрете на проведение мирных собраний по столице:
1. Решение Первомайского районного суда от 1 сентября 2022 года;
2. Решение Ленинского районного суда от 2 сентября 2022 года;
3. Решение Октябрьского районного суда от 6 сентября 2022 года;
4. Решение Первомайского районного суда от 1 декабря 2022 года;
5. Решение Первомайского районного суда от 26 декабря 2022 года;
6. Решение Ленинского районного суда от 13 января 2023 года;
7. Решение Первомайского районного суда от 31 марта 2023 года.
Данными решениями судов были введен запрет на проведение мирных собраний:
1. На территории Первомайского района - перед зданиями Администрации президента, ГКНБ, Посольства РФ, площади Ала-Тоо, Жогорку Кенеша, также на бульваре Эркиндик, в парке им.Панфилова, сквере им.Т.Турсунбаевой и возле Верховного суда.
2. На территории Ленинского района города Бишкек, перед зданиями мэрии и филармонии.
3. На территории Октябрьского района города Бишкек.
«Кемпир-Абадское дело»:
Так называемое «кемпир-абадское дело» затронуло следующие права и свободы человека: право на мирные собрания, свобода выражения мнения, личная свобода и неприкосновенность, справедливое разбирательство (обыски и задержания в соответствии с законом, обоснованность обвинений, эффективные средства правовой защиты, судебный контроль), обоснованность задержания и содержания под стражей, неприкосновенность жилища/частной жизни, право на защиту (на адвоката и гарантии адвокатской деятельности, засекречивание),
Свобода мирных собраний, право на свободу объединения, свобода выражения мнения. В основе так называемого «кемпир-абадского дела» легло обсуждение и проведение встреч активистов по соглашению о делимитации и демаркации границ между КР и РУ. Текст соглашения оказался засекреченным. Значительное число активистов, блогеров, правозащитников за обсуждение и критику соглашения или его последствий (делимитации и демаркации границ, включая водохранилище) оказались затронуты уголовным делом, возбужденным МВД КР за «подготовку к организации массовых беспорядков». По факту возбуждения уголовного дела в последующем прошли обыски и состоялись задержания.
Обыски. Обоснованием для проведения обысков в домах активистов, блогеров и правозащитников, затронутых так называемым «кемпир-абадским делом», стал факт возбуждения МВД КР уголовного дела о подготовке к организации массовых беспорядков. Контроль над наличием законных оснований и обоснованности обысков лежит на судебных органах.
Задержания. Контроль наличия законных оснований и обоснованности задержания определенных лиц лежит на судебных органах. Аналогично обыскам, задержания активистов, блогеров и правозащитников состоялись по факту возбуждения уголовного дела. Список задержанных определился в ходе следствия и оперативных действий, в том числе из постов в социальных сетях или списка приглашенных на обсуждение (в том числе не участвовавших лиц). Следствие должно было подтвердить наличие или отсутствие у задержанных лиц действий, образующих состав преступления, по которому возбуждено дело. Иначе - освободить.
Мера пресечения. Избрание меры пресечения определяет содержание ходатайств следственных органов. УПК позволяет неоднократно продлевать сроки задержания по ходатайствам следствия (по 2 месяца). По информации задержанных и их адвокатов, возможности для учета судами возражений защиты в отношении обоснованности задержаний, избрания или изменения меры пресечения ограничены – суды руководствуются доводами органов следствия. Ходатайства защиты, не подкрепленные ходатайствами следствия, не находят в судах поддержки.
Обвинение и новые обвинения. Задержанные и их адвокаты заявляли об отсутствии обоснованных оснований для обвинений в подготовке к организации массовых беспорядков (ст.278 УК). Конституция КР, УПК и международные договоры требуют доказать вину каждого человека. Данный вопрос затронул вопрос проведения экспертизы, наличия доказательств противоправных действий каждого подозреваемого. Подследственные и их адвокаты заявляли об отсутствии проведения следственных действий во время пребывания задержанных в СИЗО. На поздней стадии в отношении следственно задержанных выдвинуто новое обвинение в подготовке к захвату власти (ст.326 УК КР).
Засекречивание. Ограничение права на защиту (гарантии подозреваемого, обвиняемого, гарантии деятельности адвокатов). «Кемпир-абадское дело» подверглось сильной публичной критике, а также стало предметом заявлений Специальных докладчиков ООН. СМИ и информационные сайты активно освещали особенности данного инцидента. Возможно, в целях снижения информированности общества о ходе рассмотрения дела, снижения критики и осложнения ведения защиты стало наиболее вероятной причиной для решения о наложении грифа «секретно» на материалы дела. В публичном пространстве не обсуждались убедительные и обоснованные причины засекречивания.
Изменение меры пресечения. Как отмечалось, изменение меры пресечения происходило по ходатайствам органов следствия. Ходатайства адвокатов об изменении меры пресечения в отсутствие ходатайств органов следствия не приводили к принятию положительных решений судебными органами, в том числе в апелляции. В отношении нескольких следственно задержанных суды изменили меру пресечения на домашний арест по ходатайствам следствия. При этом, в отношении Риты Карасартовой следственные органы не обратились с ходатайством, следовательно, суды отказали в удовлетворении ходатайств защиты.
Условия содержания в СИЗО. Адвокаты и следственно задержанные, находившиеся в СИЗО, отметили недостатки условий содержания. Периодически в СМИ выходили публикации на данную тему. Также условия содержания следственно задержанных были отмечены в отчетах Акыйкатчы (Омбудсмен) КР и Национального центра КР по предупреждению пыток (НЦПП). В частности, отчеты по условиям в СИЗО №1 Бишкека были направлены Акыйкатчы (Омбдусмен) депутатам, фракциям, комитетам, спикеру Жогорку Кенеша КР (парламент), однако до сегодняшнего времени парламент не рассмотрел поставленные омбудсменом вопросы.
Право на неприкосновенность имущества (арест имущества). В марте 2023 года в прессе появилась информация о ходатайстве органов следствия о наложении ареста на движимое и недвижимое имущество фигурантов «кемпир-абадского дела». Однако, позже адвокаты сообщили, якобы, суд отклонил данные ходатайства. В связи с грифом «секретно» оперативно отслеживать производство по делу осложнено и только в той части, которая не подпадает под засекречивание.
Независимость адвокатов. Засекречивание «кемпир-абадского дела» негативно повлияло на эффективное осуществление адвокатами гарантий профессиональной деятельности, доступе к материалам, на подготовку и осуществление защиты, осуществления перевода на понятный язык.
Конституция и законы КР, международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика, гарантируют принцип равенства сторон – обвинения и защиты. Как следствие, нарушаются гарантии справедливого разбирательства подозреваемых (следственно задержанных). Засекречивание дела также отразилось на праве общественности на доступ к информации и на гарантиях профессиональной деятельности журналистов.
Также, проведение мирных собраний с протестами против обысков, задержаний и с критикой расследования «кемпир-абадского дела» попали под запрет. Родные и близкие вышедшие на мирное собрания 10 января 2023 года были подвергнуты задержанию и судебному преследованию.
Инициативы, затрагивающие свободу слова, выражение мнения и свободу объединения:
Среди других событий, которые демонстрируют изменение ситуации в области гражданского пространства, стоит отметить решения о блокировке сайтов, инициативы по изменению законодательства, регулирующего деятельность СМИ, требования о дополнительной отчетности к НКО о своей деятельности, копирование инициатив других государств по так называемому «закону об иностранных агентах».
Все отмеченные законодательные инициативы от органов власти, в частности от администрации Президента КР и депутатов Жогорку Кенеша КР направлены на подавление свободы слова, выражения мнения и свободы объединения.
Отсутствие эффективной защиты прав человека, судебного и парламентского контроля, надзора прокуратуры:
Перечисленные выше вопросы ограничения или нарушения прав и свобод или ненадлежащей практики остаются без должного внимания и реагирования со стороны соответствующих государственных органов. Жогорку Кенеш КР так и не рассмотрели ежегодный доклад Акыйкатчы (Омбудсмен) КР о ситуации с правами человека за 2022 год. Вместо рассмотрения ситуации и принятии мер по существу, депутаты подняли вопрос о досрочном освобождении Омбудсмена и сняли с должности.
Решения судов в рамках «кемпир-абадского» дела об обособлении и разграничении материалов уголовного дела не относящиеся к «секретным» и обеспечении доступа адвокатам к материалам уголовного дела не исполняются органами следствия.
Органы прокуратуры самоустранились от надзора за соблюдением законности и верховенства права.
Международные обязательства:
Требуется внимание соответствующих международных органов и организаций, мандат которых включает исполнение обязательств по правам человека на их исполнение Кыргызской Республикой.
Comments