Открытое обращение ЦЗПЧ «Кылым шамы» к Генеральному прокурору Кыргызской Республики – Зулушеву К.Т., прокурору города Бишкек – Альчиеву Р.К., по факту незаконного и необоснованного решения суда Первомайского района города Бишкек о запрете на проведение всех мирных собраний с 11 марта по 11 апреля 2022 года на териттории перед Посольством России, зданиями аппарата Президента, Жогорку Кенеша и площади «Ала-Тоо» с переносом их в сквер им.М.Горькому (судья А.Калыбаев).
Уважаемый Курманкул Токторалыевич!
Уважаемый Рысбек Карагулович!
Прошу Вас, обратить внимание на ниже изложенные обстоятельства, дать правовую оценку и отменить решение Первомайского суда города Бишкек от 11 марта 2022 года о запрете на проведение всех мирных собраний с 11 марта по 11 апреля 2022 года на территории перед Посольством России, зданиями аппарата Президента, Жогорку Кенеша и площади «Ала-Тоо» с переносом их в сквер им.М.Горькому (решение прилагается), и решение Бишкекского городского суда от 16 марта 2022 года, который оставил в силе решение районного суда.
Центр по защите прав человека «Кылым шамы» с 2003 года проводит мониторинг обеспечения права человека на свободу мирных собраний. Результаты мониторинга ложатся в основу ежегодного отчета и предоставляются государственным органам для принятия во внимание. 15 февраля 2022 года на обсуждении отчета по результатам мониторинга за 2020-2021 годы, наша организация и другие участники высоко оценили работу органов прокуратуры по защите и реагированию на незаконные и необоснованные решения судов по запрету мирных собраний.
Так к примеру, в отчете, мы отмечали, что именно по апелляционному представлению прокурора Октябрьского района города Бишкек – Султанова У. было отменено решение Октябрьского районного суда города Бишкек от 5 марта 2020 года, по апелляционному представлению прокурора Ленинского района города Бишкек – К.М. было отменено решение Ленинского районного суд города Бишкек от 6 марта 2020 года.
Однако, несмотря на сложившуюся практику прокурорского реагирования, суды продолжают выносить такие решения без учета законных оснований, под которые подпадают все мирные собрания.
Закон КР «О мирных собраниях» прямо указывает, что пользование правом на свободу мирных собраний не может быть ограничено, за исключением случаев, установленных законом, а вводимые ограничения пользования правом на свободу мирных собраний должны быть соразмерными указанным целям.
Согласно части 1 статьи 15 Закона КР «О мирных собраниях основанием для ограничения собрания по времени, месту проведения или маршруту движения должна быть реальная угроза безопасности участников собрания и иных граждан, находящихся в указанных местах. Решение о таком ограничении принимается только на период действия указанных обстоятельств. Информация о причинах введения подобных ограничений должна быть доведена до сведения организаторов и участников собрания.
Что касается запрета на проведение собрания, то согласно части 2 статьи 15 Закона КР «О мирных собраниях» такое решение может быть принято в случае, если собрание преследует противоправные цели:
1) пропаганду войны; 2) выступление в пользу этнической, расовой или религиозной ненависти, гендерного и иного социального превосходства, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию; 3) призывы к нарушению национальной безопасности, общественного порядка, прав и свобод других лиц; 4) проведение контрсобрания с целью срыва другого мирного собрания.
Территориальные подразделения ОВД и ОМСУ, на территории которых проводятся собрания, также вправе принять решение об ограничении собрания (по времени, месту проведения или маршруту движения) либо о запрещении проводимого собрания при наличии оснований, предусмотренных в законе. В таком случае орган, принявший решение об ограничении собрания или запрете проводимого собрания, в течение 24 часов должен обратиться в суд для рассмотрения о законности и обоснованности решения территориального подразделения ОВД и ОМСУ (часть 2 статьи 14 Закона КР «О мирных собраниях»).
Однако, при рассмотрении дел, связанных с реализацией конституционного права на свободу мирных собраний, судебные органы не всегда учитывают требования закона о том, что ОВД и ОМСУ вправе принимать решения об ограничении или запрете только в отношении проводимого собрания, то есть собрание, которое к моменту принятия такого решения уже началось и проводится, а также к каждому собранию в отдельности.
Тем не менее, 11 марта 2022 года Первомайский районный суд города Бишкек признал законным и обоснованным решение УВД Первомайского района о запрете на проведение всех мирных собраний на територии перед Посольством России, зданиями аппарата Президента, Жогорку Кенеша и площади «Ала-Тоо» с переносом их в сквер им.М.Горькому на период 11 марта – 11 апреля, то есть 32 дня.
В своем решении УВД ссылается на основания, которые не предусмотрены Законоа КР «О мирных собраниях», а также не рассматривает конкретные обстоятельства в отношении конкретного проводимого собрания, тем самым автоматически принимает решение об оптовом запрете всех собраний на указанной территории.
Также, в своем решении УВД указывает местом для проведения запрещенных всех мирных собраний сквер им.М.Горькому, тем самым уничтожая сущность права на мирные собрания, которая состоит в том, что люди собираются вместе для выражения позиции по определенному вопросу с целью привлечения внимания соответствующих органов или общественности, то есть они собираются в том месте и у того органа, чье внимание хотят привлечь к поднимаемому вопросу. Согласно Закону КР «О мирных собраниях» собрание - это преднамеренное и временное пребывание ряда лиц в местах, открытых для общественного доступа, с целью привлечения внимания государственных органов и ОМСУ, общественного внимания, включая выражение мнения по каким-либо вопросам. Поэтому, даже в тех случаях, когда время, место и порядок проведения собрания ограничиваются на законных основаниях, государственные органы должны обеспечить участникам возможность проведения мирного собрания «в пределах видимости и слышимости» их целевой аудитории.
Запрещая все мирные собрания, УВД вновь не учитывает, что Закон КР «О мирных собраниях» защищает спонтанные собрания, которые могут возникнуть без планирования, без уведомления, на то они и называются спонтанными.
Таким образом, автоматический запрет на проведение любых мирных собраний в определенный период времени или в каких-либо публичных местах, подходящих для проведения собраний, приводит к тому, что под их действие подпадает слишком большое число мероприятий. Подобные ограничения не пройдут проверку на соразмерность мер, потому что не были учтены конкретные обстоятельства в каждом отдельном случае, как того требует Закон КР «О мирных собраниях».
В связи с вышеизложенным, учитывая сложившуюся положительную практику прокурорского реагирования, просим Вас отменить указанные судебные решения посредством апелляционного представления.
С уважением,
Гулшайыр Абдирасулова ЦЗПЧ «Кылым шамы»
Comments