Уважаемые,
Президент Кыргызской Республики!
Премьер-министр Кыргызской Республики!
Члены Республиканского штаба по предупреждению проникновения на территорию страны и недопущению дальнейшего распространения коронавирусной инфекции на территории Кыргызской Республики!
Правозащитный центр “Кылым шамы” выражает благодарность за принимаемые меры в обеспечении охраны здоровья населения и предотвращении распространения коронавирусной инфекции COVID-I9 в стране. “Кылым шамы” со дня введения карантина работает дистанционно и проводит мониторинг принимаемых актов и действий, в связи с чем просим обратить внимание на изложенные вопросы, которые адресуются в качестве рекомендаций для устранения правовых и правоприменительных коллизий.
22 марта 2020 года распоряжением Правительства КР за № 93-р со ссылкой на Закон КР “О гражданской защите” от 24 мая 2018 года № 54, был введен режим чрезвычайной ситуации с 22 марта на всей территории КР (далее – режим ЧС):
в распоряжении упоминается “оперативный штаб по борьбе с распространением коронавирусной инфекции и ликвидации ее последствий”. Законом КР “О гражданской защите” нерегулируется такое понятие как “оперативный штаб”, соответственно не ясно его правовое положение;
срок введение режима ЧС установлен, однако распоряжением не установлены сроки окончания данного режима;
согласно Закону КР “О гражданской защите” для контроля за возникновением эпидемий, эпизоотий, эпифитотий и других инфекционных заболеваний создается сеть наблюдения и лабораторного контроля Гражданской защиты, однако данное распоряжение не упоминает о создании данной сети;
для выполнения мероприятий по Гражданской защите в мирное время создаются республиканские, областные, районные и городские службы Гражданской защиты, однако распоряжением не упоминаются эти службы;
постоянно действующим координирующим органом Гражданской защиты являются Комиссии по Гражданской защите на соответствующих уровнях. Решения данной комиссии обязательны для исполнения всеми подведомственными организациями, включая проживающее население. Однако, остается не ясным существует ли такая Комиссия, и если есть, то почему ее решения не доводяться до населения;
не ясны условия режима ЧС, складывается ощущение, что введенное чрезвыйчайное положение на отдельных территориях (далее-ЧП) стало автоматически действовать на территориях, где введен режим ЧС, при этом каких-либо правовых актов нет;
если по территориям, где введен ЧП, имеются ответственные, которые предоставляют оперативную информацию о ситуации (коменданты), то не ясно, какой госорган и уполномоченные лица несут обязательства и ответственность за обеспечение мероприятий режима ЧС на территории КР, и почему нет мероприятий по информированию населения о ситуации на территориях, где нет ЧП;
24 марта 2020 года Указом Президента КР за №55 было введено чрезвычайное положение на территории города Бишкек Кыргызской Республики на период с 08.00 часов 25 марта 2020 года до 08.00 часов 15 апреля 2020 года, которым была образована комендатура на территории г.Бишкек и назначен комендант г.Бишкек. В этот же день были приняты аналогичные Указы о введении чрезвычайного положения на территории города Ош, Ноокатского и Кара-Суйского районов Ошской области, города Джалал-Абад и Сузакского района Джалал-Абадской области КР.
В соответствии с отмеченными Указами в полномочии комендантов вошли мероприятия по ограничению прав и свобод граждан в соответствии с конституционным Законом КР “О чрезвычайном положении”, включая решения об установлении комендантского часа и особого режима въезда и выезда граждан на той территории, на которой быо введено чрезвычайное положение (далее – ЧП), однако:
остается не ясным, какие законные основания имеются и каким правовым актом был введен комендатский час на территориях, на которых действует режим ЧС (где нет чревычайного положения – ЧП);
остается не ясным, какие законные основания имеются для установления особого режима для въезда и выезда граждан на территории действия режима ЧС (где нет чрезвычайного положения — ЧП);
остается не ясным, каким правовым актом были расширены полномочия коменданта г.Бишкек, где введено ЧП, принимать решения об установление особого режима въезда и выезда граждан на территории, где действует режим ЧС, включая установление блок-постов на территориях Чуйской области, где не действует ЧП. (см. Приказ комендатуры от 27 марта 2020 года за №7пр. О выставлении блок постов на территории г.Бишкек);
остается не ясным, каким правовым актом были установлены блок-посты внутри сельской местности, где действует режим ЧС, включая выездные пути к дачам, горам и в другие села. В публичном доступе имеется информация, что жители местности самостоятельно устанавливают такие блок-посты, однако любое ограничение должно регулироваться правовыми актами КР.
Согласно конституционному Закону КР “О чрезвычайном положении” в исключительных случаях при введении чрезвычайного положения Президентом КР, Жогорку Кенешем КР может быть поручено руководителям уполномоченных государственных органов, ведающих вопросами обороны, внутренних дел и национальной безопасности, создание совместного оперативного штаба и назначение коменданта соответствующей местности, на которой введено чрезвычайное положение. Приказом комендатуры г. Бишкек от 25 марта за № 3пр. Об организации общественного порядка на территории города Бишкек начальникам УВД районов г.Бишкек было поручено организовать координацию действий и тесное взаимодействие с соответствующими территориальными государственными органами, службами и создать оперативные штабы:
каков правовой статус данных оперативных штабов? В чем заключается из обязанности? Какими полномочиями обладаются данные оперативные штабы? Какая ответственность установлена за ними за нарушения законодательства?
25 марта 2020 года был принят приказ комендатуры г.Бишкек за №1пр. О введении режима чрезвычайного положения в городе Бишкек, которым было дано указание Управлению городского транспорта мэрии г. Бишкек совместно с Управлением патрульной службы милиции по ГУВД г.Бишкек запретить движение общественного автотранспорта всех форм собственности (автобусы, троллейбусы, микроавтобусы, легковые такси) на территории г.Бишкек на период действия чрезвычайного положения;
остается неясным, каким правовым актом был введен запрет на движение общественного транспорта на территории действия режима ЧС (где не действует ЧП).
В соответствии с конституционным Законом КР “О чрезвычайном положении” комендант местности, где действует ЧП, выдворяет в установленном порядке лиц, не имеющих постоянного места жительства на данной территории, за пределы территории, на которой введено чрезвычайное положение:
совершенно отсутствует информация о мерах, предпринятых в отношении лиц, без определенного места жительства (прим.БОМЖей), медицинских мерах в отношении них, месте их выдворения и другая информация, относительно условий их пребывания;
Конституционный Закон КР “О чрезвычайном положении” устанавливает конкретный перечень возможных ограничений некоторых прав человека, такие как свобода передвижения, право на мирные собрания, забастовки, а также деятельность СМИ, предприятий и т.д. Ряд приказов комендадуры включает в себя перечень, ограничивающий права человека. Однако, ЧП не отменяет действия Конституции и законов КР, соответственно все другие права и свободы человека за исключением законного перечня, должны обеспечиваться и защищаться:
каким образом обеспечивается свобода от произвольного задержания? (имеются информации, что людей задерживают без оснований, и что ЧП стало основанием для вымогательства со стороны правоохранительных органов);
каким образом обеспечивается право на квалифированную юридическую помощь (адвокатскую помощь)? (имеются информации, что адвокаты не имеют доступа к своим подзащитным в виду введенного ЧП на отдельных территориях);
каким образом обеспечивается право на охрану здоровья и медицинское обслуживание? (имеются информации, что люди, нуждающиеся в медицинской помощи не пропускаются через блок-посты);
каким образом обеспечивается свобода от пыток и других жестоких видов обращения? (имеются информации, что люди в закрытых учреждениях подвергаются жестокому обращению и избиениям);
какие правовые акты были приняты для обеспечения конституционных положений по правам и свободам человека в условиях ЧП?
каким образом обеспечивается конституционное положения о соразмерности вводимых ограничений прав человека к указанным целям? Каким образом оценивается критерий соразмерности вводимых ограничений?
В виду задействованных государственных органов обороны, внутренних дел, пограничной службы, медико-санитарных служб и др., в обеспечении ЧП в отдельных регионах, а также режима ЧС в КР, нет соответствующей информации о принятии мер в отношении лиц, задействованных, в частности:
какие профилактические и защитные меры предприняты в отношении лиц, задействованных в обеспечении ЧП и ЧС (военнослужащие, милиционеры, МЧС, санитары, патрульные службы, пограничники и др.);
прошли ли они тесты на вирус? Какое количество заболевших лиц, было выявлено? Какие меры предприняты для членов их семей, включая продовольственное обеспечение?
как обеспечивается безопасность детей, лиц, задействованных в обеспечении ЧП и режима ЧС?
как обеспечивается транспорт и питание лиц, задействованных в обеспечении ЧП и режима ЧС?
С уважением, Азиза Абдирасулова